Уровни йоги

\"УровниДля занятия йогой не имеет значения ни профессия, ни религия, ни национальная принадлежность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным обрядом. Ее цель — развивать такие качества организма, которые позволяют лучше понимать действительность и утверждать самосознание, поддерживать нормальное функционирование мозга и психики. Различают 5 основных уровней йоги.

Уровни йоги
1. Хатха-йога — первоначальная, но очень важная ступень. Она, по сути, является основой для других видов йоги, помогает человеку достичь телесного здоровья, совершенной работы всех органов и систем. Хатха-йога — технология комплексного совершенствования сознания и тела, другими словами, с помощью этих технологий человек движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий комплексного совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.
Хатха-йога — своего рода боди-билдинг, но не простой. Главной целью является создание совершенной эндокринной системы и развитие центральной и периферийной нервной системы. Технология тренировок хатха-йоги в течение многих тысячелетий разрабатывалась именно для того, чтобы строить тело, которое могло бы воплотить в себе сложноорганизованное и совершенное сознание.
В Индии, в древние времена, хатха-йога применялась как одна из высших ступеней в общеэнергетической и общефизической подготовке особых воинов — воинов-магов. Их участие в боевых действиях часто являлось решающим моментом. Эти воины умели не только моделировать психологический и эмоциональный настрой своих солдат и солдат противника, но и владели особым воинским искусством — посредством воли они могли создавать ситуации, приводившие к случайному стечению совершенно неожиданных и непредсказуемых обстоятельств, которые становились роковыми для противника. Как считают некоторые эксперты, применение хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа в наше время позволяет в пять раз сократить время, которое требуется на необходимую психологическую подготовку.

2. Раджа-йога.

В ее основе — сосредоточение и медитация. Раджа-йога — путь достижения основных целей йоги с помощью специальных упражнений.
Согласно учению раджа-йоги, человек — это капелька в бесконечном океане знания и силы, находящемся за пределами человеческого мира. У человека есть много потребностей и желаний, но для удовлетворения своих нужд он обладает всеми средствами и возможностями. Поэтому исполнение желаний или отклик на молитву происходят из этой неисчерпаемой сокровищницы, а не даются неким сверхъестественным существом. Если человек, не веря в себя, в свой собственный разум, слепо верит в высшую силу неких сверхъестественных существ, то это приводит к зависимости, страху, к духовному застою, суеверию и превращается в ошибочное убеждение, что человек слаб по своей природе. Наука раджа-йоги дает нам, прежде всего, способ наблюдать за нашим внутренним состоянием.

Инструментом раджа-йоги является собственно ум, разум. Сила внимания, направленная вовнутрь помогает изучать ум, помогает увидеть факты, которые мы не видели или не понимали ранее. Ум — единственный наш инструмент познания. Все пользуются им для изучения и внутреннего и внешнего мира, но если необходимо детальное исследование внутреннего мира, то необходимо сосредоточиться, подобно ученому, который исследует окружающий мир. С детства большинство из нас привыкают обращать все свое внимание на окружающую действительность, не обращая пристального взгляда на самое себя. В то же время, чтобы познать себя, нужно обратить пристальный взгляд вовнутрь, заставив себя не отвлекаться на окружающие раздражители. Этому и учит раджайога.

3. Карма-йога — путь достижения целей йоги через трудовую деятельность. Карма — от санскритского корня «кри» — действовать. Любое действие — это карма. Значение этого слова на практике включает и последствия действий.
Человечество всегда стремится не к удовольствию, а к познанию, утверждает восточная философия. Счастье и удовольствие имеют определенные рамки, границы, поэтому превращать удовольствие в цель неправильно. Многие беды и проблемы вызваны глупым желанием человека превратить удовольствие в цель, к которой необходимо постоянно стремиться. По прошествии времени человек обнаруживает, что он движется к знанию, а не к счастью. Он понимает, что и страдание и счастье — великие учителя, что равно и через зло и через добро он познает себя и жизнь, приобретая необходимый опыт и знания. Удовольствие и страдание, проходя через душу человека, оставляют в ней различные отпечатки. Все вместе они преобразуются в то, что называется характером человека.
«… Мы постоянно творим карму. Я обращаюсь к вам — это карма. Вы меня слушаете — это карма. Мы дышим — это карма. Мы ходим — это карма. Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.
Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более мелких. Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то ведь знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крохотных волн. Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем. Мы слышим их тогда, когда они сливаются в одну большую. Подобным же образом каждый удар нашего сердца есть работа. Существуют действия, которые мы сознаем, и они становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий. Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на его большие дела — каждый глупец может случайно стать героем. Понаблюдайте за самыми обыкновенными поступками человека, ибо именно в них проявляется настоящее величие. Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чье величие проявляется постоянно, кто всегда остается собой… » (Свами Вивекананда «Карма-йога»).
Таким образом, карма-йога — это наука о том, чтобы, зная, как трудиться, достигать лучших результатов. При этом необходимо помнить, что смысл труда — в использовании энергии, заключенной в уме, для пробуждения души. Эта энергия способна пробудить могучие силы в душе человека.

4. Жнани-йога — достижение целей йоги через познание (путь ученого). Чтобы идти по этому пути, человек должен освободить свой разум и душу от влияния страстей и желаний. Он строго контролирует свой разум, его тело должно быть здоровым, в состоянии выносить все возможные создаваемые извне трудности. Кроме того, на этой стадии он уже должен владеть навыками глубокой концентрации и медитации. Это, как мы видим, более высокая ступень познания истины, на которой человека больше не интересуют земные удачи, слава или почести, удовлетворение личной гордости и тщеславия. Главным становится полное познание истины и самого себя, истины взаимоотношений между душой, высшим разумом и вселенной. Здесь человек должен стремиться к тому, чтобы полностью и всецело сконцентрироваться на единении своего «Я» с Абсолютом (Брахманом).
Таким образом, практикуя жнани-йогу, человек учится различать реальное и ложное, стремится подняться выше всего условного и относительного. Он учится и достигает осознания того, что, познавая Абсолют, он сам становится им, живя в мире лишь как свидетель или наблюдатель происходящих с ним физических и психических изменений. Он не волнуется ни о чем и путешествует по свету, указывая людям путь к свету, высшему знанию, к истине.

5. Бхакти-йога — путь достижения целей йоги через любовь к Абсолюту (природе, высшим силам).
Бхакти-йога — это поиск Бога, реальный и подлинный поиск, начало, прохождение и завершение которого — в Любви. Всего лишь один миг беспредельной любви к Богу дарит человеку вечную свободу. На этой ступени познания сливаются все предыдущие. Главное преимущество бхакти-йоги в том, что она показывает самую легкую и естественную дорогу к божественной цели. Но у нее есть и огромный недостаток — на более низком уровне она способна вырождаться в ужасный фанатизм. Фанатизм всегда появляется на низшем уровне, так как человек, познавший высшую любовь, уже не способен нести злобу и ненависть ни в каком проявлении, и ни в каком направлении.
Развить свой характер до совершенства в этой жизни дано не каждому, но тот, кто к этому стремится, всегда помнит, что гармония характера — есть гармония триединства: знания, любви и йоги. Йога уравновешивает первые два понятия, таким образом достигается совершенство, поскольку совершенное знание невозможно без истинной любви, а совершенная любовь сама по себе дает знание.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: